Для существования нашего сайта необходим показ рекламы. Просим отнестись с пониманием и добавить сайт в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).
Июнь 2009 года. Солнце безжалостно палило прибрежный городок на берегу Иссык-Куля, утопающего в зелени яблоневых садов и пышной растительности предгорий Тянь-Шаня. Воздух, насыщенный ароматом цветущих трав и прохладой горного озера, казался противоречием тяжелой атмосфере, царившей в маленьком городке. Центром этого противоречия стал семнадцатилетний Актан, резвый и амбициозный школьник, мечтавший служить в Комитете национальной безопасности, — его идеал строгий порядок и неподкупная справедливость. Этот идеал рухнул, как карточный домик, когда его лучшего друга, Кубу, обвинили в краже (обвинение, как позже выяснилось, было сфабриковано местным влиятельным дельцом).
Кража была несущественной – несколько яблок из сада местного богача, сына влиятельного депутата Алана. Однако Алану, избалованному и привыкшему к безнаказанности, не понравилось задержание его приятеля.
Отец Алана, депутат местного кенеша, человек с обширными связями и не брезгующий подкупом и запугиванием, сделал все, чтобы дело Кубы замяли. Он использовал свое влияние на местную милицию и суд, обеспечив мягкое заключение для сына, в то время как Кубу, не имеющего поддержки и защитника, ждало неизбежное – длительное заключение, не соответствующее совершенному преступлению. Актан, видевший как система правосудия превращается в орудие в руках богатых и влиятельных, потерял всякую надежду на справедливость. Все его попытки добиться справедливого расследования упирались в стену равнодушия и коррупции. Он пытался обратиться к вышестоящим инстанциям, но его жалобы просто игнорировались. Попытки встретиться с прокурором оказались безуспешными — назначенные встречи постоянно отменялись.
Отчаяние толкало Актана на отчаянные меры. Он вместе с Кубой, вырвавшимся из-под сторожи, спланировали безумный план – захват здания районного суда. Они вооружились охотничьим ружьём деда Актана и несколькими самодельными коктейлями Молотова (полученными от недовольного фермера, которого также обидел депутат). В ночь захвата суда, они действовали молниеносно, обезоружив небольшое количество охранников. В суде, окруженные полицейским кордоном, они требовали пересмотра дела Кубы и наказания виновных в подкупе и сфабрикованных обвинениях.
Ситуация накалилась до предела. В городе были введены дополнительные подразделения милиции и спецназа. Начало длительной осады. Позже, в своём обращении к властям, Актан подчеркнул, что это не террористический акт, а акт гражданского неповиновения, протест против беспредела и несправедливости. Его действие, хотя и незаконное, вызвало широкий резонанс в обществе и привлекло внимание к проблемам коррупции в судебной системе Кыргызстана.